Национальная вышивка сюзане.

Сюзане – это настенный ковёр или покрывало, вышитый вручную, а тех мастеров, кто вышивает эти полотна, называют Сюзандози. Принято считать 18 век временем, когда зароилось искусство сюзане.   Однако по некоторым историческим записям, описывающим убранство одного из дворцов Тамерлана, первые элементы сюзане возникли ещё в районе 15 века. В большинстве домов в Узбекистане, если на стенах висит вышивка-панно сюзане, то непременно в композиционном виде, для наиболее полного восприятия всей красоты вышивки. Для украшения помещения в дни праздников или важных событий, сюзане используют в качестве покрывал, и у каждого типа сюзане имеется своё предназначение. Одеяла и подушки, сложенные друг на друга в доме напротив входа, накрывают полотном с вышивкой такьяпуш.

Так же используют вышивку сюзане на кармашках и своеобразных футлярах для различной мелочи, используемой в повседневной жизни, например, для гребней называется шона-халта, а для платков, которыми подпоясываются мужчины – чорсу, так же существуют футлярчики и для зеркал – ойна-халта. С давних пор свадебные церемонии не обходятся без украшения вышивкой, сюзане стелили на постель молодоженам, покрывая им простынь с вышивкой – руиджо и подушками – болинпуш. Существует поверье, что это своего рода оберег для молодожёнов, способный оградить их от сглаза и злых духов. Традиционно, вышивают только женщины, равно как и секреты тех или иных узоров передаются от матери к дочери. На завершение одного полотна тратится в среднем около полутора-двух лет. По этой причине приданое начинали готовить заблаговременно, иногда уже с детского возраста дочери.

Создание узора было задачей рисовальщицы, которая была практически в каждом районе. Цветовая гамма узоров насчитывает до пятнадцати цветовых оттенков, что и создаёт тот невероятный, приковывающий взгляд орнамент. Но все цвета рисунка подбираются максимально приближено к естественным, таким образом, цветы обычно яркого цвета, в красных тонах, тогда как листва традиционно зелёная. Оливкового или песочного оттенка обычно ветви, кант на листьях и стебли. Конечно же используют и сочетание нескольких цветов, для придания разнообразия и насыщенности контрастов узоров. В концепции любого узора, вышитого на полотне, лежит растительная тема, в виде цветущего сада.

Узорами из листвы и ветвей изображают даже животных. Это своего рода выражение пожелания добра, достатка и плодородия через узоры полотна. Так же иногда вышивку украшает тумор – своеобразный оберег, внутри которого сложенная особым образом молитва, написанная на бумаге или ткани, от сглаза и порчи. До двадцатого века наиболее часто основой для вышивки служила плотная ткань рыжего или белого цвета. А позже стали использовать ткани других цветов, шелковые зелёные или фиолетовые, белые и цветные хлопчатобумажные ткани. Так как ремесло было широко распространено по Узбекистану, в каждом регионе формировались особые, свойственные только ему узоры и манера вышивки. А с открытием школ в этих регионах стали разделять вышивку на Ташкентскую, Бухарскую, Самаркандскую, Нуратинскую, Ургутскую и Шахрисабзскую.


Нуратинская сильно выделяется своей яркостью и четкостью элементов узора, насыщенностью цветовой гаммы и геометрией рисунка. Композиция имеет сомкнутый характер, с расположенными по углам большими букетами и чёткой восьмиконечной звездой посередине. Так же популярна сетка рисунка в виде ромба из зубчатых листьев. Ячейки сетки заполняются узорами в виде цветов, растений, животных и птиц. Попадаются так же вышивки с шахматным расположением элементов узора.


Но самыми впечатляющими по богатству исполнения принято считать Бухарские работы. Все те навыки художников, которые формировались многие столетия, получили своё отражение и в орнаментах сюзане. Главенствующая часть орнамента – это середина в виде круглой розетки с узором. Главная особенность – это тамбурный шов, и множество красочных нитей, лилового, розового, лазурного, желтого цветов. Обшиваются как молитвенные коврики джойнамози, так и другие предметы обихода, покрывала для подушек и прочее.


Самарканд во многих сферах искусства считается одним из передовых. Искусство вышивки сюзане не обошло и его. Во многих элементах узоров самаркандских мастеров проглядывается исторически сложившийся почерк древней Согды. Крупные элементы орнамента и четкие черты, фундаментальная круглая розетка красно-малинового цвета, в окружении колец из листьев, это именно то, чем выделяются узоры самаркандского стиля. До начала прошлого века центральную часть заполняли орнаментом в виде множества разноцветных лучей, но поздние работы самаркандских вышивальщиц сильно изменились. Теперь преобладают крупные элементы, контрастирующие друг с другом в ярких тонах.

 Так же, в Самаркандской области, есть город Ургут, в котором хорошо развито искусство сюзане. И даже тут, вроде бы по соседству с Самаркандом, но имеются и свои особенности в орнаментах. В Ургуте чаще в элементах орнамента используют предметы обихода, такие как посуду. Достаточно плотная вышивка создаёт непрерывный рисунок, где белый фон полотна играет не существенную роль, лишь дополняя образ, задуманный мастером.


Шахрисабз имеет свои традиционные элементы вышивки. Вышивкой сюзане украшались раньше скатерти для подношений знатных особ. Традиционно, по центру был размещён медальон, а по углам скатерти-ковра четвертины его же. Работы отличались мелким затейливым узором, насыщенной цветовой гаммой. Такие плотна многие вышивальщицы делали и для украшения собственных жилищ. Традиции сохранились и до сих пор. Невероятно притягательна местная вышивка, выполненная тамбурным швом. Однако мелкие предметы, чехлы, кошельки и пояса обшиваются другим способом, швом «ироки».


В столице Узбекистана так же есть множество вышивальщиц сюзане, однако стилистика их работы во многом впитала стили других регионов. Одна из особенных вышивок – паляк. Выглядит очень красиво, по всему полю полотна вышиваются огромные ярко красные круги, заполняя всю поверхность. Так же отличается гулькурпа, покрывало, покрывало для молодожён, украшенное вышивкой в виде растений и деревьев. Ранее вышивка покрывала только часть ткани, а ныне же, практически всю поверхность. В орнаменте всё чаще встречаются небесные светила, кроме растительной тематики. Ближе к середине прошлого века стали популярны универсальные и комплесные покрывала или комплекты, «чойшаб палак», это покрывала для изголовья и в качестве простыни, с единым узором, объединяющим их в гарнитурный комплект.


Ныне многие традиции упразднились, но всё же во многих семьях мастериц осталась нерушимой. Так как девушки с детства начинали вышивать панно, то завершали его к своей свадьбе, но согласно традиции, вышивают панно не полностью, а оставив небольшой участок незавершенным, чтобы дочь могла продолжить дело матери. Тем самым, символизируя пожелание девушки иметь дочь, которая продолжит традицию семьи.