Золотошвейное искусство в Узбекистане

Золотое шитье стало популярно еще в древние времена. Археологи обнаружили элементы золотого шитья при раскопках в Ташкентской области, находка причислили к началу нашей эры. Согласно историческим источникам, арабы, во время завоевания в восьмом веке Центральной Азии, говорили о присутствии золотого шитья в одеяниях согдийской знати. Историк Мелихо писал, что в Самарканде находилось два квартала золотошвей.

Со временем в Бухаре золотое шитье стали считать официальным придворным искусством. Расцвет искусства золотого шитья приходится на XIX – начала XX веков. Любовь к роскоши эмира и знати привели к бурному развитию золотого шитья.

Как правило, мастера золотошвейного дела, занимаясь роскошным делом, жили довольно скромно. В Бухаре иногда отличившимся умельцам отводили нижние придворные чины. Блеск золота очень любил сам эмир. Во время торжественных выходов он и его придворные надевали много золотых вещей. Золотыми узорами покрывали все части наряда: чалму, тюбетейку-кулох, халат, штаны, пояс, сапоги-махси, иногда и портянки. Также золото можно было увидеть на чепраках у лошадей.

Простые люди не носили золотые изделия, а женщины могли надевать золотое шитье, если заплатили за него деньги. Поэтому состоятельных дам можно было увидеть в золотых халатах и обуви. Мальчикам же было разрешено одевать золотошвейную одежду лишь на праздники и до десяти лет.

Золотошвейное искусство в Узбекистане

В былые времена золотошвейным делом занимались в основном мужчины. Однако некоторые мастера подключали к своему делу своих жен и дочерей. В тот период, если было много заказов, то некоторые из них направляли к женам мастеров.

Обычно мастера-зардузы были членами цеха. Мастера должны были пройти долгое обучение и начать заниматься ремеслом самостоятельно. Среди учеников были сыновья умельцев или их родственники. Как правило, учеников обучали делу не более десяти лет. После учебы юноши получали от учителя разрешительную молитву на создание своего дела.

Также были и частные мастерские. При Музафар-хане они выпускали одинаковые изделия с дворцовыми мастерскими. Однако при Абдулахад-хане частным мастерам разрешалось делать лишь те изделия, которые не имели официально-придворный нрав.

Частные мастера могли сделать для заказчиков только тюбетейки. Так как остальную одежду производили лишь для эмира, к примеру, джомаи мардона – мужской верхний халат, чалвор – штаны, салъаи зардузи – шитая золотом чалма.

Золотым шитьем были украшены и вещи домашнего обихода, например: тахмонпуш – занавеси для ниш, лула-болиш – подушки-валики, такяча – наволочки для подушек, джойпуш – покрывала на свадебную постель.

Как правило, золотое шитье выполнялось на бархате, шелке и замше. Бархат выбирали красного, синего, зеленого, фиолетового цветов. Иногда шитье делали на парче, она также украшалась драгоценными камнями.

золотое шитье Бухары

Мастера употребляли при шитье золотые и серебряные нити, разные по технологии изготовления. Древние нити «сим» производили в Бухаре, либо доставляли из Индии и Персии. В конце девятнадцатого века мастера стали использовать канитель – тонкую золотую или серебряную нить, ее назвали «ликак». Известные бухарские халаты, которые расшивались золотой и серебряной нитью были популярны и в Европе.

Золотошвейные изделия порой были обделаны драгоценными и полудрагоценными камнями: бриллиантами, жемчугом, изумрудом, рубинами, сапфирами. Также изделии украшали золотые, серебряные и позолоченные бляшки разнообразной формы.

Отметим, что прежде чем прийти в руки вышивальщика, изделие проходило кропотливую подготовку. Дворцовый закройщик по определенной форме раскраивал материал. Затем эскиз с рисунком показывали эмиру и лишь, после его утверждения попадал в мастерскую.

В Бухаре золотошвеи разделяют золотое шитье на виды. Так «зардузи-заминдузи» –полная вышивка фона золотом, «зардузи-гульдузи» – узорный (цветочный) зашив. Также используют в работе «зардузи-гульдузи-заминдузи» – смешанная техника шитья, «зардузи-беришимдузи» – это шитье где элементы, вы сделанные шелком, сочетаются с золотыми рисунками, «зардузи-пулякчадузи», здесь золотое шитье соединяется с пришитыми блестками.

Орнамент золотого шитья обычно был представлен в виде цветочные и лиственные композиций: деревья, цветы, фрукты, ветви. В золотом шитье Бухары до двадцатого гота в орнаменте нет животных и птиц. До этого времени использовались своеобразные орнаменты, например: «чашми булбул» – «глаз соловья», «забони гунджешок» – «язычок воробья».

Золотошвейное искусство в Узбекистана

В наши дни золотое шитье весьма актуально. Обшитые изделия одеваются на праздники, свадьбы, суннат-туйи и являются ценным подарком, сувениром родным и близким. В доме достойное место отводится шикарными панно.

Имена узбекских мастеров известны далеко за пределами края. Им удается гармонично соединять орнаменты из древних элементов «гишти», «заминдузи», «чападузи», «кокули». Если бухарские золотошвеи, несмотря на все исторические катаклизмы, смогли сохранить. По сравнению с бухарской школой золотого шитья, самаркандская в середине ХХ века почти потеряла свою роль, и только на современном этапе мастерицам удалось возродить золотое шитье в стиле «гулдузлик».

Золотошвейное искусство развивается и в Ташкенте. Так рынке «Эски Джува» в большом павильоне можно купить истинные изделия бухарских зардузов. А на базарах в Бухаре и Самарканде золотое шитье представлено в большом ассортименте. Здесь можно приобрести халаты, тюбетейки и жилеты, джойнамозы для молитвы, кошельки и сумочки, веера-елпигич.

Золотые узоры бухарских мастеров в музеях Узбекистана, России, Китая, Индии, Индонезии и других. Бухарские зардузы участвуют на международных выставках, где они демонстрируют всю красоту, богатство красок и орнамента золотошвейного искусства.

Бесплатный конструктор сайтов.