Медресе Барак-хана

Медресе Барак-хана

В столице Узбекистана, Ташкенте, есть такой район, Старый город. По праву, его можно считать центром Ташкентской истории, так как именно тут сконцентрировано множество архитектурных памятников, имеющих высокую дцховную и историческую ценность. Один из Таких и расположен близ рынка Чорсу, у площади Хазрат-Имама. Называется медресе именем Барак-Хана. Строительство шло не в один этап, потому и было завершено лишь к 1532 году. В первом этапе заложили строительство мавзолея «Безымянный». В нём всего четыре помещения, а главный зал, благодаря планировке помещений, выполнен на подобии креста.

Так же имеется информация над порталом, указанная на доске, что в этом мавзолее ранее находилась резиденция Верховного Муфтия Мусульманского Управления Узбекистана. Следующим этапом строился мавзолей Суюниджхану. Весь комплекс был собран из необычного, рваного кирпича. Что послужило выбором в пользу него, не известно, но смотрится это потрясающе. Украшен ярко только входной портал в мавзолей и купол. Но украшены они ярко. Имеется информация, что некогда скуфья купола в мавзолее была украшена ярчайшими камнями, а сама полость купола была орнаментирована восьмиконечными звёздами мозаикой, почему этот мавзолей и звали ещё, «Кук Гумбоз», что значило «Синекупольный».

Подтвердить или опровергнуть это не представляется возможным, так как в 1868 году, в результате землетрясения, купол разрушился и информация оказалась утраченной. Внутреннюю часть медресе представляет двор, в окружении хиджр. Все они одноэтажные. Медресе выполнено в виде вытянутой трапеции вокруг двора. Внутри медресе имеются погребения, которые появились существенно позже его строительства. Сам же организатор стройки, Барак-Хан, был погребён в Самарканде в 1556 году. Нынешняя жизнь медресе выглядит немного иначе. Было построено новое здание, в которое и переехало Управление Мусульман. Все хиджры были переориентированы на ремесленнические мастерские народных умельцев. Но это не значит, что было утрачено духовное наследие медресе.

Мастера тут изготавливают подставки для чтения Корана, различные изделия, декорированные выдержками из Корана. Мастера чеканщики изготавливают тут посуду, украшенную чеканными узорами витиеватой формы. Потому, несмотря на то, что часть медресе к нынешнему времени уже утрачена, а что-то видоизменено, всё же даже сегодня тут можно найти для себя много интересного и полезного.